Министр Христенко напугал Татарстан
10 ноября 2006 года

В пресс-конференции, посвященной проекту закона «О программе развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан до 2020 года», который сейчас находится на рассмотрении в Госсовете РТ, приняли участие председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству татарстанского парламента Марат Галеев и заместитель министра экономики и промышленности республики Фарид Туктаров. Господин Галеев первым делом напомнил о недавнем заявлении главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, который предупредил о возможных зимних отключениях электроэнергии в ряде российских регионов из-за дефицита мощностей. Руководитель парламентского комитета отметил, что «ОАО „Татэнерго“, которое является основным производителем электрической и тепловой энергии в республике, не входит в систему РАО ЕЭС и располагает двукратными запасами мощностей». Но это не значит, что у Татарстана нет причин для беспокойства, подчеркнул он.

Серьезной проблемой, по его мнению, может стать крайне высокая — 99% — доля природного газа в топливном балансе энергокомпании. Такие пропорции сложились в результате того, что себестоимость электроэнергии, выработанной на газе, в разы ниже, чем на других видах топлива. Однако, как отметил господин Галеев, в свете недавних заявлений министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, который выступил за скорейшую либерализацию газового рынка, ситуация может измениться. Стоимость природного газа для энергетиков, по оценке парламентария, может увеличиться с $45-55 за 1 тыс. куб. м до более чем $100. Избежать повышения внутренних цен на газ в ближайшее время, по его мнению, вряд ли удастся, так как «добыча и транспортировка голубого топлива становится все дороже», а «экспортные поставки газа превращаются в стратегическую задачу».

l Ежегодно Татарстан потребляет 14,5 млрд куб. м природного газа, из которых 10 млрд куб. м используют энергетики. Доля «Газпрома» в поставках газа составляет 12,2 млрд куб. м, а 1,8 млрд куб. м приходится на независимых поставщиков. Крупным промышленным предприятиям и «Татэнерго» 1 тыс. куб. м газа от «Газпрома» обходится примерно в $45, а от независимых поставщиков — на 10% дороже.

Минимизировать негативные последствия повышения цены на газ для экономики республики предполагается за счет более активного использования альтернативных источников энергии. Господин Галеев пояснил, что программа развития топливно-энергетического комплекса Татарстана предусматривает подъем уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки 68 м не позднее 2010 года, что равносильно вводу мощностей в объеме 740 МВт. Дополнительная выработка электроэнергии при этом составит 1,4 млрд кВт/ч в год. Идеализировать такое решение проблемы руководитель парламентского комитета не стал, отметив, что Татарстан «навсегда потеряет часть своих земель, которые будут затоплены», но «оставаться на „газовой игле“ тоже неумно». Окончательное решение о повышении уровня Нижнекамской ГЭС будет принимать правительство России, которое сейчас рассматривает этот вопрос.

С необходимостью использовать альтернативные источники энергии согласился и заместитель министра экономики и промышленности Татарстана Фарид Туктаров, считающий, что газ следует использовать только как сырье. «Последние заявления руководителей страны о либерализации рынка газа не могут не тревожить, — заявил он. — Если стоимость газа действительно возрастет до того уровня, о котором сейчас говорят, республика потеряет около 6% доходной части бюджета». Господин Туктаров сообщил журналистам, что власти Татарстана подготовили обращение к правительству России с предложением «все шаги, направленные на повышение внутренних цен на газ, синхронизировать с регионами». «Каждый регион имеет свой план развития, основывающийся на определенных параметрах. Например, в Татарстане действует программа социально-экономического развития республики до 2010 года, где не заложен резкий рост цен на газ», — сказал заместитель министра.

По мнению участников пресс-конференции, в конечном итоге доля природного газа в энергетическом балансе республики должна составлять не более трети, как во всех развитых странах. Когда это может произойти в реальности, они сказать затруднились, но, как отметил господин Галеев, «финансировать разработки, связанные с альтернативными источниками энергии, надо начинать уже сейчас». Пойдут ли на это депутаты и правительство, выяснится, когда программа развития республиканского ТЭКа будет рассматриваться в Госсовете Татарстана.

Галина Кириллович, "Ъ - Волга-Урал"